Фонематическая космогония. (Sound and Communication, Wilke pg. 738-749)


Энергия

Как действуют мантры? С древних времен тантрики делали акцент на концепции энергии или Шакти. Для них космическая энергия, или "cила" действительно является реальным феноменом. Они говорят о знании и опыте.  Первичность практического опыта более или менее находится в основе тантры. Теоретическое и практическое знание ценятся приблизительно одинаково.  Как правило, тантрик  не является эдакой овцой, которая получает какую-то мантру от учителя и не задумывается о её смысле.  В случае многих агамических и тантрических текстов,  разделы о философии  обычно включены в канон, хотя, философия и ритуал  считаются дополнительными разделами. В разделе по философи содержатся разъяснения почему мантры эффективный. В Шарадатилака тантре, доктрина окончательного освобождения завершает эту тантру, в то время как первая глава содержит космогонию и философию.  Однако, практика мантры все ещё ускользает от рациональной мысли.  Тантрическая философия  в Индии является одной из наиболее непонятных и туманных так как она не придерживается строго одной философской терминологии,  но вместо этого оперирует субъективными, символическими формами. Философ должен быть готов разобраться в переплетениях загадочных высказываний, не связанных ни с чем утверждений, оккультизме и эзотеризме для того чтобы понять смысл.  Иногда вообще очень трудно распознать смысл содержания танр, так как оказывается, что в тантрах представлены  скрытые, мистические формы космогонии и в некоторых случаях, даже теология, которая не опирается на известные мифы.
Современные тантрики любят использовать  такие термины как "экспериментальное подтверждение" и "практическая эффективность"  для того, чтобы подчеркнуть первичность опыта в их религиозных взглядах.  Часто они связывают себя с западной наукой со времен Макса Планка, теории которого опирались на практическую эффективность.
Тот факт, что западные физики говорят сейчас о свете и звуковых волнах как о формах энергии, по вполне понятным причинам приносит удовлетворение индийским тантрикам, так как с незапамятных времен они говорили о бинду и нада ( точка света и звуковая волна) как о формах Шакти.  Как уже было сказано, их метафизическая система основна на центральной концепции, что вся вселенная является ни чем иным как "силой" или, как это выражено сегодня в более физических терминах, "энергией" (Шакти).  Подобно не-дуалисту Бхартрхари, тантрики верят, что вся вселенная является единым потоком и, также как и современные квантовые физики (по крайней мере как рабочая гипотеза), придерживаются взгляда, что их не-дуалистическая теория подтверждена экспериментом.
   Концепция материи  оказалась ненужной, так как все абсолютно во вселенной является ничем иным как энергией. Тамильский автор  Шан Раджит доказывает в интернет дискуссии на форуме в теме "духовность" : " следует отметить , что различные взгляды не являются  по сути различными : они отличаются только по своему быстродействию.  Все они - всего лишь различные виды энергии, ибо всё в этой вселенной является энергией".  В свете такого способа объяснений, эффективность мантры перестает быть мистической или непонятной, а наоборот, становится естественным явлением.   Следует помнить, что и материальные и физические явления, и даже духовные сущности являются всего лишь энергией.  Магическое или мистическое воздействие мантры и повторение мантры, таким образом, становится  обычным физическим явлением частотности, вибрации и резонанса, то есть передачей волны с одного носителя на другой.  Целительный эффект мантры основан более или менее на предположении, что вибрация мантры происходит в электромагнитном поле: " целительный эффект мантры проявляется, когда организм вибрирует в унисон и в гармонии с энэргией мантры и порождает духовное состояние содержащиеся в вибрации мантры.  С течением времени вибрация мантра начинает доминировать и захватывать все больше и больше соседних вибрацией и подчинять себе, и в конце концов, все  становится поглощенным мантрой." (Шан Раджит "Должны ли мантры повторяться на тамили или санскрите?")
Во введении к Мантрамаходадхи перечисляются научно доказанные случаи преобразований одних волн в другие, начиная от звуко-терапии до загадочного влияние музыки на рост растений, для того, чтобы подтвердить этот взгляд  на мантру.  Духовная польза мантры  вытекает из этого же предположения, согласно вышеуказанным авторам.  Все мантры имеют особую вибрацию соотносимую с определёнными духовными сущностями.  Это означает, что мантры влияют на божество точно также как высокочастотные вибрации могут повлиять на кристалл, который резонирует на определенной частоте. "Точно также различные боги, которым мы направляем свои молитвы, существуют только как формы энергии.  Единственная разница между индивидуальной душой и этими богами заключается в уровне энергии. Так называемые боги являются ничем иным как сознанием, обладающим невероятно большим количеством энергии. Постоянно рецитируя определённую мантру с сильной концентрацией, мы создаем энергетическое поле, которое сливается с полем божественной энергии и таким образом, оказывает позитивный эффект."
Это современное  понимание мантры в действительности не является таким уж современным.  Фундаментальная идея того, что материя - это проявление энергии легко обнаруживается в тантрических текстах когда они говорят, что вселенная является порождением Шакти.
Однако, все же есть существенная разница между этими двумя способами думать: один способ опирается на метафизику и мифологию, а  другой способ - исключительно эмпирический.  Схожесть этих взглядов  такая же, как между философскими концепциями и их онтологическим  применением:  мироздание следует рассматривать как динамическое единство или целостность, а не как сумму индивидуальных феноменов.

Изначальная материя и изначальный звук.

Еще с начала систематизированной философии в Индии, т.е. с  эпохи пост-упанишад,   космогонические размышления внутри ведической брахманической традиции характеризовались  двумя концепциями -  духовного и материального (пуруша и пракрити).  Это две основные и высшие категории в философии санкхйи.  Она проповедует весьма строгое дуальное  разделение между духом и материей. Пуруша  понимается как неподвижный и не обеспокоенный ничем дух,  или сознание.  Ментальные и эмоциональные составляющие не попадают в  категорию неподвижного духа так как они -всего лишь изменяемые содержания сознания. Они считаются материей,  которую наблюдает дух.  Пракрити -  это и есть та самая  вечно изменяющаяся материя.  Она включает в себя весь осязаемый и даже неосязаемый мир и все его аспекты: от материальных частиц до ментальных и абстрактных аспектов  реальности.
 В течении долгого времени аксиома Санкхьи фундаментального различия и оппозиции между преходящим и вечным являлась основной концепцией индийской космогонии и была принята в Йоге и Веданте.  Например в йога сутрах Патанджали Господь Ишвара находится полностью за пределами сего мира.  Это  особый Дух (пуруша вишеша) абсолютно не затронутый ничем мирским.  Манифестации вселенной происходит без его непосредственного участия,  автоматический (паринама) через самопроявления изначальный материи (пракрити).
В  Агамах, священных текстах Шайвизма,  взаимоотношения между пурушей и пракрити представлены наиболее комплексным и сложным образом.  Господь Шива  является истинной причиной  всего мироздания.  Пракрити стала Майей. Майа - это своеобразная иллюзия или заблуждение, волшебный морок,  явление которое появляется только потому, что Господь желает чтобы оно была манифестировано.  Во многих агамах,  однако,  всё ещё соблюдается значительная дистанция между Господом и его Майей.  Майа представляет собой материальную причину манифестации (causa materialis).  Господь является действительной причиной  творения (causa efficience) в то время как Шакти является средством манифестации (causa instrumentalis).
Для того, чтобы манифестация произошла,  господь прибегает к своей силе, или Шакти.   Изначальный план вселенной, до того как он был реализован  полностью, состоит из лингвистического материала, а именно из фонем, слов и мантр.   Агамы говорят о чистом знании (шуддха видья) которое существовало до того как появился физический мир, это изначальный план проявления, который называется "языковым творением" (шабда сришти).  Например, в Паушкара-агаме говорится: "Риши  спросил: как появились тантры и мантры? Господь ответил:  в начале был чистый космический Брахман  который стал первым звукам алфавита и этот первый звук развернулся как тантры и мантры."   В данном случае языковое творение подразумевает прежде всего  творение из мантры. Возможно здесь скрыто  намерение объяснить особую силу мантры и далее эта теория разворачивается в комплексную теорию языка, основанную на творящей силе звука.  Слава проявляются как  результат звуковых волн (нада).  Этот изначальный инфразвук является прародителем различного типа других звуков, а именно алфавита. 
" Так как циклы вселенных без начала и конца, то Господь является его источником. По своей природе Он велик,  един и милостив ко всем живым существам. На восходе времен Шива и Шакти встретились так как Шива пожелал, чтобы проявилось мироздания. Одновременно  в Нём появился первый импульс раскрыть писания (шастра) в их изначальной форме звука."
  Транс-феноменальный звук, или Нада, в Шайва писаниях является тем материалом, из которого появляется всё мироздание. Нада - это также  и Логос, проявившийса в форме Шайва писаний. Онтологически звук понимается как достаточно отличный от материи.   Материя всегда находятся отдельно в пространстве,  в то время как звук сохраняет своё единство, даже если мы пытаемся его разделить . Например аккорд, сыгранный на пианино, можно услышать как  три отдельные ноты и одновременно мы слышим как один аккорд. С другой стороны, если мы разобьем вазу об пол,  то мы потеряем единство вазы.  В модели изначальный материи, изначальное единство вселенной разрушается при творений или манифестации, однако в модели звука появляется только некоторое вторичное разграничение, а единство остается неизменным.  Бхардрхари отстаивает позицию в присущей ему манере и утверждает лингвистическую основу, в которой мироздание все еще существует  в своем изначальном виде, но проявляется в нашем обычном языке как множество индивидуальных элементов. Даже в Христьянской теологии , которая учит, что творение произошло из пустоты, Августин выразил эту идею в постулате, creatio continua в изначальном слове : «творение  остается цельным, или компактным, в божественном логосе».  Индийская точки зрения заключается в том, что космология  несомненно организована циклично и поэтому эволюция должна также иметь соответствующую  инволюцию.  На теоологии  звука это легко понять, так как звук или звуковая волна подходят  для того, что бы продемонстрировать, что его нельзя разделить на части так, как это можно сделать с другими феноменами проявленного мира. . С одной стороны  звук - это физический феномен, другой стороны - это также и инфернальный феномен.
 Не только последователи агамических традиций, но и Индийские музыканты   развили космогонии, основанные  именно на этих принципах и изложили их в своих писаниях:
"Даже во время великого растворения вселеной, когда все существа разрушаются , не  материальный эфир и не материальный  звук  не могут быть разрушены. Нет такого способа, чтобы эти два нематериальные элемента могли исчезнуть. Эти два феномена, звук как вещество и эфир как пространство где появляется звук или то, что несет звуковые волны, является источником проявленого мира. Звук, о Богиня,  заставляет внутренний и внешний миры проявиться к существованию.  Где бы не появился звук, там же появляется ритм. И поэтому, богиня, все мироздание по своей природе является ритмичным звуком."
Для индийских музыкантов и  музыкальных теорий было достаточно  определить изначальный звук как предшествующую, до-языковую форму (нада).  А для служителей храма  которые почитают, кроме всего прочего, звук и подносят его божеству   во время ритуала,  воспевая мантры и сопровождая это элегантным движением рук, было абсолютно важно установить в подробностях последующие стадии манифестации. Согласно агамической  космологии изначальный инфразвук распадается в момент последующих стадий манифестации на индивидуальное сознание-логос (бинду) и мирской логос повседневного языка. Агама  характерно называет букву "матерью"   тождественную Шакти,  которую можно  отличить от Шивы.
"  Далее Звуковая волна (нада) начинает  являться в несколько изогнутый  форме то есть в форме бинду, которая сияет так же ярко как и осенняя луна. Говорят, что она состоит из 4 частей и весь свет содержится в ней. Ниже этого света,  движимого волей господа, находится сила  известная как мать.  Она выглядит  как новая луна."
 Здесь старая йогическая идея  богоявления в виде паранормального феномена слухового переживание света и видения звука трансформировано в  большую космогонию концептуального и воображаемого, или умозрительного. В данном случае   мир идеи  скорее всего считается неотделимым от языка и слуховых феноменов. Это визуализируют, как и у Бхардрхари, как чандра-бинду.  В то время  как мир преображается из не манифестированного в манифестированный, -  чистый звук или изначальный логос преображается в речь вплоть до  письменной речи.
Еще больше параллелей между аудиторным и визуальным  можно проследить на примере написания буквы "а". Первый звук алфавита отражается в трех элементах графемы буквы "а": округлая часть, соединительная часть и  вертикальная линия.  Из первого звука "а" появляются все 50 или 51 звуков алфавита. " а затем появились три силы: Вама, Джйештха и Раудри. Вама  подобна спящей змее (изогнутая часть), Джйештха подобна вертикальной линии, а Раудри подобна соединительному элементу.  Из них появилось 50  звуков алфавита. Раудри  находится на лбу. Вама - во рту. Амбика  располагается по сторонам. Джйештха  находится там в виде вертикальной  линии. И все это является  буквой "а". А теперь услышь о звуке "А".  Второй звук  появляется из вертикальный, из ее вершины. Я не стану перечислять характеристики других звуков, так как это будет очень долго. Этот первый звук имеет силу разделиться 50 раз. Увидь благословения, который вмещает в себя все слова и все значения. Без этого не существовало бы смысла слов (артха) и даже ритуал не мог бы быть исполнен.  Звуки родились в ином мире и являются собой свет (теджас) наиболее великолепного Господа.  Господь является основной причиной их существование и источником их материального существования  является точка (бинду). Так как источником материального существования является бинду, звук должен также иметь бинду."
 Утверждение, что звук должен иметь бинду, указывает также на область поклонения и языка ритуалов.  В отличии от  обычного, мирского алфавита,  в текстах мы находим  все гласные буквы  мантр с чандрабинду: aṁ, āṁ, iṁ, īṁ, uṁ, ūṁ и так далее. Затем в тексте объясняется , что даже повседневный язык восходит своими корнями к изначальной божественной бинду , сияющей резонирующей вечной точки света. " Будучи связанными тоном (свара), буквы становятся словами (пада), а из-за них появляются предложения (вакйа). Они связанные с конвенциональный употреблением языка благодаря чему возможно понимание значения. "
 То, что Бхадрихари  развил философски, сформулировано в Паушкара агаме более символично.  Писание приводит к заключению, что я зык в общем и целом, а не только язык мантр, обладает характеристиками вечного и над индивидуального,  потому что он уже представляет собой латентный потенциал в состоянии до сотворения. Язык не является продуктом Майи, а наоборот, является непосредственность тем, что производит весь мирской логос  и  представляет собой божественную Мать. Именно алфавит определяется как обладающий особым потенциалом, как непосредственный зерно языка,  так как и мантры и  обычный язык оба основанны на алфавите, их матери.  Завершающей гимн обращение содержит следующую этимологию, которые соотносит метафорически алфавит с проявленным миром.  Эти взаимоотношения стали значительными и подчеркивались в более поздних  и системно организованных индуистских тантрах: " Следует видеть в алфавите всеведающую богиню (матрика),  мать всех живых существ."

   Сотворение языка и сотворение мира. 

Даже в ранней Шайва модели, отражённой в Паушкара агаме, существует противостояние между миром как изменяющимся и богом как неизменным.  Этот контраст и противостояние полностью исчезают в более поздних не-дуальных тантрах,  которые отождествляют майу и шакти из считают их одним и тем же. Первые стихи Спандакарики,  одна из ранних работ не-дуального каширского шайвизма,  заявляют: 
" когда он открывает глаза, весь мир создается. Когда он закрывает глаза -  мир разрушается.  Мы обращаемся к Благословенному всеведенье и всемогущество  которого формируют колесом. В нём существует этот мир.  Из него появляется все, что существует. Так как все имеет форму, которая является  только его формой, то он, Бог, со всеми его формами, остается безграничным."
Мир является внешним выражением внутренней динамики высшего божества. Оппозиция вечного и преходящего стала двумя аспектами Шивы.  В божественном вечном мире всегда существовала вселенная, которое является внешним  и преходящим проявлением того самого изначального божества. Приходящесть вещей во вселенной не объясняется временностью  их существования , а скорее, их виртуальностью.  Они существуют, более или менее, как отдельные кадры одного фильма.  Они появляются для зрителя  на короткий период времени, однако весь фильм состоит из этих отдельных кадров. Именно это и выражено в  образе колеса сил (шакти-чакра).  Единственное отличие заключается в том, что кинооператор,  фильм и киноэкран здесь тождественны друг другу. Естественно, такое понимание подразумевает колоссальное  увеличение веса и ценности проявленного мира.  Проявленный мир здесь является ничем иным как стороной бога повернутой к переживающему и таким образом, - самой Шакти.
Для Бхардрихари  проявленный мир был реальным, проявившимся в результате  метаморфоз Шабдабрахмана,  который обладает силой разделить себя на время и пространство (калана - шакти), а также, если можно так выразиться, потерять самого себя.  Такое забывание себя он считал еще одной силой Шабдабрахмы, а именно, не знать самого себя (авидйа-шакти).  Именно эта сила является единственной основой существования феноменально мира.  Для недуалистов, с другой стороны, вселенная -  это реальная манифестация того, что существует в Шиве,  а именно Шакти.  Таким образом,  вполне естественно лингвистические взляды недуалистических Шиваитов  направленный на то, чтобы соотнести язык мантры и мирской язык, а не разделить их.
В то время как старые тексты, такие как Паушкара агама,  обращается только к сотворению языка в своих  теориях эманации, более поздние тексты , такие  как Спандакарика, связывают проявление языка и проявление мироздания  воедино.  Буквально они говорят о шабда-сришти и артха-сришти, то есть  сотворении слов и сотворении смыслов. Два взаимо дополняющих образа Шакти-Матрики и Пракрити  соответствуют двум  взаимодополняющим  стадиям эволюционного развития, или проявления вселенной.  В случае сотворения слова, 50 букв алфавита создают все мантры, а также все слова и предложения. В  случае сотворения смыслов все осязаемые и неосязаемые феномены разворачиваются из изначального материала Практити, то есть целостность мира сохраняется даже при его манифестации.  Параллели между этими двумя типами творения  наблюдается и в области нумерологических соответствий. Тантры любят обнаруживать аналогии между принципами реальности санкхйи , то есть 5 грубых элементов,  пять органов восприятия пять органов действия и так далее,и последовательностями групп звуков в алфавите.
Шарадатилакатантра  рассматривает связь между двумя областями( сотворение языка и сотворении форм) в их местонахождении или в их источнике в Шабдабрахме.  Эта идея прослеживается и в учении Бхардрихари.  Но в то время как Бхардрихари считает Шабдабрахму невыразимым и запредельным, Шарадатилака (1.8-9) рассматривает его как  как эманацию внимания (унмукхата) Шакти направленного на Шиву. Рагхава Бхатта  приводит цитату в своем комментарии  к тантре  для того, чтобы объяснить эту идею: " Она, разбуженная изначальным звуком (нада ), поворачивается к  непостижимому Шиве. Затем она принимает форму изначального существа и таким образом становится способной творить." Будучи приближенной к свету чистого сознания, она интуитивно понимает как разворачивается существование всей вселенной. Она хочет стать. Она уплотняется и в определенный мометн принимает образ бинду."
Здесь бинду отождествляется с изначальным существом, пурушей.  Состояние осознанности, или живого существа, которое все еще не объективизированно, проявляется благодаря вниманию Шакти к Шиве.  Так сознание впервые начинает существовать. На этом этапе Шакти обладает сознанием  Шивы. Таким образом начинается индивидуализация и уплотнение в материю и язык.  Благодаря ее вниманию к Шиве, Шакти находится в моменте разворачивания возможностей, которые существуют в Шиве.  Она стремится реализовать эти возможности и одновременно, она  сама вынуждена измениться. Троица космогенеза возникает как сознание Шакти:  изначальный свет (бинду), изначальный звук (нада), изначальное семя (биджа) -  вот эти три фундаментальных составляющих мантры. Эти три изначальных элемента или стадии проявления формы отражаются в троице бог, богиня и их взаимоотношения (самавая)  которые нельзя соотнести исключительно с богом или с богиней. Троичность разворачивания вселенной на последующих статьях  продолжает сохраняться. Из трёх изначальных элементов, света , звука и семени, рождаются три богини: Вама, Джйештха и Раудри.  Здесь они не считаются (как в Паушкаре) компонентами графемы буквы " а", а считаются Матерями трех великих космических сил или богов (тримурти): они порождают Брахму,  творца мира, Вишну,  поддержателя, и Рудру,  разрушителя.  Соответствующие этим богам силы - воля (иччха) знание (джнйана) и действие (крия) -  основные три активности любого живого существа.  Телами этих богов является три элемента - огонь, луна и солнце, которые играют важную роль в психологии йоги и тантры.  Сотворение смыслов должно быть  преподано в той же манере что и сотворение языка:
"Богиня Шарада( богиня речи) должна всегда пребывать в наших мыслях, та которая порождает последующие стадии реальности слова и смысла в форме луны . В форме солнца она питает их своей силой. В форме огня она разрушает их полностью  в конце времен." Из трёх изначальных элементов, света , звука и семени, рождаются три богини: Вама, Джйештха и Раудри.  Здесь они не считаются (как в Паушкаре) компонентами графемы буквы " а", а считаются Матерями трех великих космических сил или богов (тримурти): они порождают Брахму,  творца мира, Вишну,  поддержателя, и Рудру,  разрушителя.  Соответствующие этим богам силы - воля (иччха) знание (джнйана) и действие (крия) -  основные три функции любого живого существа.  Телами этих богов является три элемента огонь, луна и солнце, которые играют важную роль в психологии йоги и тантры.  Сотворение смыслов должно быть  преподано в той же манере что и сотворение языка:
"Богиня Шарада( богиня речи) должна всегда пребывать в наших мыслях, та, которая порождает последующие стадии реальности слова и образа в форме луны . В форме солнца она питает их своей силой. В форме огня она разрушает их полностью  в конце времен."






Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)