Богини матери (mātr̥) в ранней тантрической литературе.


Indrayani Matrika Temple

Богини матери (mātr̥) были очень важны на ранних стадиях развития культов, ориентированных на шакти. Это становится очевидным из ранних писаний направления видьяпитха, которые разбивали всех богинь, а иногда и практиков, на 7 групп, или кланов, возглавляемых семью матерями, делали из 7 матерей центральных богинь своих культов, или как-то по-другому, но подчеркивали их значимость (Хатлей 2012: 107-19). Именно культ 7и матерей фигурирует как один из основных в списке культов, распространенных в шестом веке, который приводит Варахамихира в Брихатсамхите (59.19). Ранний текст, Нишваса-таттва-самхита, описывает матерей как богинь в основном общественных культов для мирян (лаукикадхарма), а не как тантрических богинь, имеющих тела мантры. Мукха-агама ( 2.28 - 30) причисляет культ 7и матерей к культам храмовых божеств[1] и упоминает практиков этого культа и священные места 7и богинь-материей среди множества других божественных и полу божественных существ.[2] Совершенно непонятно, известны ли были авторам Нишвасы брахманические семь матерей (sapta-mātaraḥ), культ важный и распространенный по крайней мере с 5 века; то, что мы находим в Нишвасе, больше напоминает семь матерей из Махабхараты, скульптуры эры кушанов и литературу по аюрведе. (Подобный список из 7 матерей встречается также в ранней прослойке Сканда пураны). Что касается других тантрических работ, то храмы богинь-матерей перечисляются среди мест подходящих для уединенных тантрических ритуалов, а именно, вместе с перекрестками дорог, лесом, горными вершинами, храмами Шивы и тому подобным.[3] Скорее всего именно пограничный характер храмов матерей - возможно они располагались в уединенных местах, они в местах доступных широкой публике - послужил тому, что эти храмы включили в список мест подходящих для тантрической медитации и ритуала. 

The Goddess Ambika (identified with Durga or Chandi) leading the Eight Matrikas in battle (top row, from the left) Narasinhmi, Vaishnavi, Kaumari, Maheshvari, Brahmani. (bottom row, from left) Varahi, Aindri and Chamunda or Kaliagainst the Rakshasa Raktabija. A Folio from a Devi Mahatmya.
Некоторые отрывки описывают отдельных богинь ассоциирующиеся с матерями так, как если бы это были тантрические богини, демонстрируя, тем самым, намерение включить матерей в тантрический пантеон. Например, есть очаровательный отрывок из Уттарасутры Нишвасы ( 1.31- 38), где Кали и богиня Виджая перечисляются среди тех, кто поучаствовал в распространении тантрических писаний[4] среди таких персонажей как боги, ганы, святые, бхайравы, некие безымянные матрики, якши, гухьяки и другие. Этот список позволяет предположить о том, что существовала обширная тантрическая литература в период написания Уттарасутр, выходящая далеко за рамки канонического списка из 28 писаний, принадлежащих к сиддханта-арамам. Присутствие таких персонажей как бхайравы и матрики, дает возможность предположить, что в тот период вместе с канонической агамической литературой существовали бхайрава тантры и тантры, посвящённые культам разных женских богинь: бхагини (или вама)-тантры, матрика тантры, дакини тантры. (Сандерсон 2001, 2009) тоже указывает на существование подобной литературы до 7 века. Только лишь в Гухьясутре можно обнаружить аллюзию на гневную Чандику, которая очень часто переплетается и перетекает в образ Чамунды, главный из 7 матерей. В другом месте в тексте приводятся несколько необычная мантра Чанди и ее использование, в которой прослеживается параллели и отсылки к магическим ритуалом посвященным Чамунде ( 3.25). 



В Гухьясутре также встречаются вставки матрик в разделах о космологии, которые получили дальнейшее развитие в более поздней Шактисткой литературе. Глава пятая называет мир матрик среди списка нижних миров (паталы). Другие: рудры, ганы, ракшасы, бхагини и йога-канья (Гухьясутра 5.1 - 21). Ни одна из этих групп не описана подробнее с их мантрами. По большей части верхние уровни космоса Гухьясутры населены мужскими божествами, владыками мантр (мантрешвары) и рудрами. А женским божествам отведено скромное место внизу мироздания. В более позднем Шактистком кадоне женские божества затмили мужские. В Гухьясутре же самых нижних паталах обитают группа матерей (mātr̥gaṇāḥ) и сестры (bhaginyaḥ)(Гухьясутра 5.6). Здесь они упомянуты всего лишь как массы неких женских божеств. В других местах набор богинь-матерей описаны как желтоватые (пингала), носящие голубые лотосы как украшения, обитающие в третьем мире снизу. Ещё одна группа матерей называется "носящие черепа" (капала-матри). Последние имеют супругов, капала-рудр. Они обитают на один мир выше и вполне могли послужить основой для иконографического образа божеств направления капаликов и Шактисткого направления Видьяпитха.



Ещё выше этого мира находятся мир юных йогини (йога-канья), обитательниц 6 и 7 нижних миров. Их главное описание в том что они "обладают огромной силой" (махавирья)(Гухьясутра 5.15 - 19). Это группа богинь не получила сильного развития в последующей литературе, поэтому трудно сказать о них что-то конкретное. Тем не менее, эти могущественные юные йогини превосходят по уровню матерей, носящих черепа и возможно трансформировались в будущем в богинь йогешвари, владычиц йоги, мастера йоги женщины, или, попросту, йогини. Эта связь была проведена ещё кашмирским комментатором Кшемараджей в комментарии на Сваччханда-бхайрава-тантру, где он нашел параллельный отрывок. Именно он предложил, что под йога-канья имеются в виду йогини, которые обладают магической силой с самого рождения.[5]


72 West Wall Depicts The Ashta-Matrikas Eight Mother Goddesses In The East Wing Of The Main Cave At Mumbai Elephanta Island 
Это согласуется также с термином, используемым в Харивамше, где описывается богиня Еканамша как девочка младенец, которой подменили Кришну. Таким образом оказывается, что Гухьясутра описывает иерархию божеств включающих богинь с чертами типичными для йогини: их много, они появляются группами и образуют кланы, они прирожденно обладают магическими и йогическими силами. Подобные описания встречаются в других ранних в писаниях таких как Брахма- ямала тантра (паталы 56,74,96), Сканда пурана, Брихат-самхита. Однако, в Гухьясуте культ матерей оформлен нечетко и не занимает важного места. Более подробные иконографические образы, мантры и ритуалы, а также статус матерей в космической иерархии развивается и поднимается в более поздней специальной шактисткой литературе. 

матрики периода Кушана




(По материалам Шамана Хатлей, 2016) 




[1] Mukhāgama 2.28cd-30ab 


[2] Mukhāgama 3.33-34ab. 


[3] Uttarasūtra 2.4c , Guhyasūtra 6.32. Cf., e.g., Siddhayogeśvarīnata 6.2-4, Brahmayāmala 14.11cd-13ab , 18.18-19. 


 Матери  в пещере Эллора (слева)
[4] Об ассоциации Кали с матерями смотри: Kumarasabhava VII-30-39; Она присутствует среди матерей в храме Rāvaṇ-kā-kāī в Эллоре. Сканда-пурана 68. 9.


Об ассоциации Виджайи с матерями смотри: Сканда-пурана 64. 26; она более известна как одна из четырёх сестёр левостороннего культа Тамбурабхайравы. 


[5] Сваччханда-бхайрава-тантра 10.11 - 19.


Tamil Nadu - Saptha Kannigal


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Насилие и секс в тантре.

Садашива

Капалики. (статья Юдит Терсек)